Как сделать чат-бот самостоятельно? Статья для непрограммистов

Если за свою жизнь вы не написали ни одной строчки кода, эта статья для вас.

Польза от чат-бота

Чат-бот — это специальная программа, разработанная для ПК и мобильных телефонов,

благодаря которой имитируется общение в различных мессенджерах, социальных сетях и на сайтах. В основном пользователей интересует чат-бот для Telegram, WhatsApp и ВК. Но он есть и для других платформ. Рассмотрим все варианты.

Плюсы чат-бота:


  1. Экономия вашего времени и денег. Чат-бот может реально заменить некоторых сотрудников.
  2. Удобство для клиента. Получение информации в тот момент, когда она требуется. Не нужно ждать начала рабочего дня или освободившегося менеджера.
  3. Сокращение ошибок. Человеческий фактор может влиять на правильность ответа, особенно при разнообразии товаров или услуг.
  4. Увеличение продаж. Чат-бот может аккуратно подвести клиента к покупке.
  5. Отсутствие отпуска и больничного. Получение ответа мгновенно.
  6. Всегда вежливые ответы. Чат-бот не обижается и не хамит.

Чат-бот реально упрощает жизнь. Но это не волшебная палочка. У вас появляется питомец, за которым нужно следить. Вам потребуется написать чат-бот, продумать схему вопросов и ответов, подключаться в тот момент, когда бот не справляется, загружать новые данные, чтобы чтобы его улучшить, а также необходимо подумать об интеграции чат-бота с CRM-системой, то есть с платформой, в которой будут храниться данные.


Поэтому нужно взвесить все за и против, прежде чем создать чат-бот. Он должен экономить ваше время, а не тратить его.

Как понять, что пора создать чат-бот?

  1. У вас обширная база клиентов
  2. У вас большой ассортимент товаров или услуг
  3. И самое важное – вопросы клиентов однотипные. Вы легко создадите базу знаний, в которой можно найти нужную информацию.

Если вы самостоятельно отвечаете на вопросы и тратите более 40% своего рабочего времени на это – 100% пора написать чат-бот.


Если у вас есть клиентская служба, штат большой, но компетенция сотрудников не имеет значения. Вы набираете людей на минимальную зарплату, чтобы просто отвечали. Это прямой сигнал, чтобы написать чат-бот.


Написать чат-бот вы также можете не для замены клиентской службы, а для помощи при запуске какого-то нового проекта, мероприятия, привлечения новых клиентов или активации имеющейся базы заказчиков.

Как написать чат-бот бесплатно

Раскроем тайну. Бесплатных чат-ботов не бывает. Вам все равно придется платить. Все бесплатное имеет ограничения. И вы, наверняка, упретесь в лимиты. Либо сразу при разработке чат-бота, либо при росте вашего бизнеса. Но не опускайте руки. Если часть задач сделать самостоятельно, можно изрядно сэкономить.

Подготовка

1. Определиться с целью чат-бота. Например, работа с новой базой, поддержка связи с текущими пользователями, восстановление коммуникаций со старыми клиентами. Возможно потребуется несколько ботов под каждую аудиторию.

2. Понять, где разместить чат-бот. В соцсетях, на сайте, в самих мессенджерах. Прочитать статью, где лучше всего размещать бота в ВК и на сайте.

3. Какие функции он должен выполнять:

  • Обработка заказов
  • Прием платежей
  • Онлайн-консультации
  • Автоворонка продаж
  • Рассылка новостей
  • Проведение опросов
  • Регулярные рассылки для прогрева аудитории.

4 . Определиться с интеграцией. Как будет происходить хранение и обработка входящего и исходящего потока информации.

5. Написать ТЗ, где будут указаны все собранные выше данные.

Совет, даже если вы хотите написать чат-бот самостоятельно, нужно письменно составить ТЗ самому себе. Это не только облегчит работу в будущем, но позволит избежать ошибок и переписывания бота заново. Подстрахуйте сами себя.

Выбор платформы

Существует огромное количество инструментов, которые помогут вам без знаний программирования написать чат-бот бесплатно. Все они отличаются сложностью интерфейса, интеграциями, возможностями и тарифами. Разберем некоторые из них.


Чтобы создать чат-бот для Телеграм вам подойдут:


Botmaker. Легко собирает заявки и поддерживает связь с клиентом. Есть небольшая библиотека готовых модулей, чтобы быстро начать работу с сервисом. Есть одно «но»: на бесплатном тарифе есть ограничение в 100 подписчиков и невозможно убрать рекламу сервиса.


Botobot. Достаточно удобный конструктор, с неограниченным количеством пользователей. Бесплатно можно разместить до 20 товаров, нельзя отключить рекламу сервиса и нет возможности работать по API. В остальном на Персональном тарифе такие же лимиты, как и на платных.


Botmother. Создание чат-бота в удобном конструкторе. Преимущество сервиса – доступ к записи диалогов и статистике. Можно отследить, на каком этапе происходит отвал клиента, удовлетворен он ответом или нет, доработать систему ответов. К сожалению, существуют жесткие ограничение бесплатного пользования сервисом. Далее придется платить.


Manybot. Его преимущество, что нет ограничений по количеству отправленных сообщений в рамках одной рассылки. Можно отправлять картинки, видео, файлы.


MyBotan. Удобный конструктор, но бесплатным он является всего 3 дня на самом простеньком тарифе.


SaluteBot. Продукт Cбербанка, интегрируется с известным сервисом Jivo, есть готовые шаблоны.

На бесплатном тарифе ограничение до 50 пользователей

Aimylogic. Этот сервис чат-ботов выбрали Додо Пицца, МТС и другие популярные компании. Кроме функционала для чат-ботов есть интеграция с умными обзвонами, 25 минут каждый месяц бесплатно. Есть Free тариф до 25 пользователей.


Salebot. Удобный визуальный конструктор автоворонок с различными сценариями, единое окно для всех чатов и мессенджеров, бесплатная CRM. На бесплатном тарифе нет рассылок, лимит в 50 сообщений в сутки, нет некоторых интеграций.


Unisender бот. Понятный интерфейс, готовые шаблоны, доступно более 40 интеграций с различными системами, бесплатная помощь в создании чат бота. На бесплтном тарифе ограничение в 1500 сообщений в месяц и 100 пользователей.


Leadtex. Удобный визуальный конструктор диалогов, встроенная CRM, аналитика, возможность выгрузить диалоги в Excel. Бесплатно до 500 пользователей, 6 типов блоков и 7 блоков в сценарии, только два члена команды, нет интеграций и авторассылок.

WhatsApp оплачивается отдельно.


Бот WhatsApp Лендинг - Watbot. Удивительно, но в нем также можно создать чат-бот для Телеграм. Может отсеивать горячих клиентов от холодных, собирает лиды и хранит в собственной CRM, имеет много интеграаций, но на бесплатном конструкторе они недоступны.


Вышеуказанные платформы вам также помогут создать чат-бот в ВК, Viber и других платформах.

Пишем бот. Пошаговый план

После того как вы определились с конструктором, на котором технически будет создан бот, приступаем к наполнению. Необходимо продумать:


  • Написать FAQ – наиболее популярные вопросы
  • Составить блок-схему диалога. Будто вы путешествуете по многоуровневому меню.
  • Написать тексты. Обратите внимание на ограничения вашего конструктора. Если вопрос требует развернутого ответа, дайте ссылку на статью. Не публикуйте саму ссылку в тексте, сделайте текст кликабельным.
  • Настроить кнопки целевых действий. Скачать прайс-лист, зарегистрироваться, подключиться к вебинару и т.д.
  • Определить момент, когда чат нужно передать менеджеру и где физически будет продолжено общение. Допустим, в вашей CRM. Некоторые конструкторы предоставляют бесплатно свою CRM, также вы можете воспользоваться условно бесплатной Bitrix 24 или любой другой системой
  • Настроить аналитику достижения целей чат-бота.
  • Настроить интеграцию:

- с CRM-системой, для выгрузки контактов и диалогов,

- с сайтом для автоматического обновления каталога товаров с ценами

- c базой данных при передаче информации по API.

  • Протестировать диалог самому, коллегами, дать родственникам и друзьям. Последнее – самое важное, только люди, которые не участвовали непосредственно в разработке продукта, смогут его оценить по-настоящему.

Какие могут быть трудности, если написать чат-бот самостоятельно.

  1. Создание логической цепочки писем. Возможно, это будет путь проб и ошибок. Сложно продумать все варианты диалога за клиента, когда нет опыта. Чаще всего люди знакомятся с несколькими кабинетами конструкторов чат-ботов, но, столкнувшись с трудностями, обращаются к профессионалам.
  2. Персональные настройки. Вы наверняка захотите, чтобы к вашему клиенту обращались по имени, указывали название продукции, которой он интересовался, предлагали соответствующую услугу. Требуются определенные навыки.
  3. Настройка интеграции. Подразумевает правильную выгрузку каталога, загрузку информации из диалога в CRM-систему. Не у всех хватает компетенций для этого. Возможно, лучше развивать продукт и заниматься продажами, а настройку доверить профессионалам.

Сколько стоит создать чат-бот

Если вы не готовы тратить свое время на изучение сервисов, настроек и технических тонкостей – обратитесь к профессионалам.


Во-первых, написать чат-бот могут специалисты самих сервисов по разработке чат-ботов. Есть минус, они продвигают только свой продукт. Поэтому либо придется изучить функционал наиболее популярных конструкторов для создания чат-ботов, и уже потом обратиться к их специалистам. Либо смириться с тем, что некоторых функций, которые вам могут быть полезны для бизнеса, сервис может не предоставлять.


Стоимость чат-бота в среднем составит 20 000 - 30 000 р.


Во-вторых, можно найти человека, который напишет для вас чат-бот на сервисах поиска специалистов. Например, Услуги Яндекса или Профи.ру. Есть небольшой минус. Это будет разовая услуга, которую вы должны принять в течение нескольких дней. Иначе услуга будет оказана. Также нет никаких гарантий и послепродажного обслуживания. По ту сторона экрана может оказаться обычный школьник.


Цена разработки чат-бота составит 10 000 -15 000 рублей. Некоторые специалисты готовы сделать бот даже за 1000 рублей, но это больше похоже на шутку.


Третий, самый правильный и надежный вариант - создать чат-бот в агентстве.

Преимущества:

  1. Есть опыт написания ботов для различных сфер бизнеса, наличие готовых сценариев, welcome-цепочки
  2. Есть понимание, какой из конструкторов чат-ботов взять за основу под ваши задачи.
  3. Совместное написание ТЗ на чат-бот
  4. Техническая настройка. Все нюансы будут учтены.
  5. Гарантии. Ваш чат-бот будет работать по заранее оговоренному сценарию. При возникновении каких-либо ошибок все будет оперативно исправлено.
  6. Официально по договору. Вы получите тот продукт, который хотите.
  7. Возможность доработки чат-бота по необходимости. Обновление продукции, моделирование новых диалогов. Перенос на другой конструктор.

Стоимость зависит от цели создания чат-бота, количества модулей (вопрос-ответ) в сценарии диалога, необходимости интеграции с CRM-системой, настройки платежей, объема товаров и услуг. Разработчик за час получает 1000-1500 рублей. Чем сложнее бот, тем дороже его создание. В среднем разработка чат-бота обойдется в 60 000-100 000 рублей.

В Digital Duke вы можете разработать чат-бот, узнать, как правильно его разместить, а также настроить рекламу в соцсетях, Telegram и других web-платформах для привлечения трафика. Мы ищем вам клиентов, вы продаете.

Остались вопросы?